Богословие
Миссия
Культура
Современная жизнь
Общество
Обзоры
Архив
 
: Богословие

Чудесное насыщение Господом Иисусом Христом великого множества народа

Чудесное насыщение Господом Иисусом Христом великого множества народа
Игумен Ефрем (Просянок)30.07.2009

В неделю восьмую по Пятидесятнице Православная Церковь вспоминает чудесное насыщение Господом Иисусом Христом великого множества народа. Святой апостол и евангелист Матфей так повествует об этом чуде.

И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. (Мф. 14, 14-22).

Мы видим, что когда Иисус увидел множество людей, Он сжалился над ними. Никто, как Христос, не имеет такой жалости к человеческим душам. Его сострадание к людям поистине не имеет конца. Все Евангелие раскрывает нам именно такой лик Христа. Он не только жалеет людей, Он помогает им. Сколько тех, кто были больны и исцелились — а теперь, когда Он видит их голодными, Он насыщает их.

Ученики, наверное, полагали, что день напряженнейшего труда наконец-то завершен, и теперь можно распустить народ. Но Христос не может отпустить людей голодными и повелевает Своим ученикам накормить их. Удивительное дело — не только народ влечется ко Христу, но и Сам Христос не хочет расставаться с теми, кто приходит к Нему. «Не надо им уходить, — говорит Он, — но если они так голодны, им надо уходить, потому что этого требует их естество. Но лучше вы сейчас же дайте им есть». Господь для тела (1 Кор. 6, 13) — это Его рук творение, это то, что, как и душу, Он пришел искупить. Он Сам облекся телом, и Ему надо научить нас полагаться на Него во всем, что касается наших телесных нужд. Если мы ищем Царства Божия, если это наша главная мысль и забота, все остальное приложится нам так, как Он считает полезным для нас.

При чтении Евангельского отрывка о насыщении Христом великого множества людей нас поражают слова Христа. Ученики обращаются к Нему, чтобы Он отослал толпу, ибо день был на исходе, ближайшие селения далеко, они ослабеют на пути от усталости и ночных сумерек, если останутся дольше. А ведь они не ели весь день, вслушиваясь в животворящее слово Христово. И Христос говорит ученикам: Нет, им не нужно уходить, — дайте вы им есть... Но как же они могут накормить такую толпу людей, мужчин, женщин и детей, у них всего пять хлебов и две рыбки? И тут — вызов Христа ученикам, и вызов Христа нам. Да, — в каком-то смысле один только Бог может совершить это чудо; но только если мы содействуем этому чуду открытостью нашего сердца и открытостью наших рук, вложив в чудо все, что у нас есть. Христос не сказал ученикам: сберегите то, что вам нужно самим, и отдайте остальное, отдайте другим то, что останется. Он сказал: возьмите все, что у вас есть, и отдайте все. Отдать всего себя другим, согласитесь, готов  не каждый из нас. И современная жизнь здесь вносит свои коррективы. Но Бог — и вчера, и сегодня, и во веки Тот же — и слово Его непреложно. Он призывает нас растворится в вере, призывает нас светить миру, а чтобы светить, как известно, нужно гореть верой. Нужно полностью довериться Слову Бога.

Прежде всего, Господь хочет напитать нас словом истины, и только потом совершается чудо. Невольно возникает вопрос: все ли накормленные Христом пошли после этого за Ним? Или насытились и ушли от Него навсегда? А может быть, среди них были такие, которые потом кричали: «Распни Его!» Нам радостно думать, что Церковь — это множество людей, и отрадно видеть, когда много народа собирается в храме на праздник. Это добрый знак. Но все ли, когда выходят из храма, сохраняют слово Господне в своем сердце?

Пять хлебов и две рыбы. Во-первых, это очень немного — даже для небольшой семьи. Во-вторых, — это самая простая, обычная пища. Ни вина, ни деликатесов. И вот вопрос: а не потому ли так говорит Евангелие, чтобы мы не искали разнообразия и утонченности в пище и во всем земном, но только самое необходимое? Ведь даже самая простая еда может стать чудесно вкусной, вкуснее всего на свете. Но пресыщенный и развращенный блестящими упаковками современный человек сегодня все реже испытывает радость — настоящую, тихую радость — от вкушения пищи. Например, Великим Постом Господь возвращает нам вкус к самой простой еде как к чуду. Монастырская еда исключительно вкусна, оттого что приготовлена с благословением и с молитвой. И по этой причине всякая христианская трапеза непременно предваряется молитвой.

И еще. Христос посадил людей на траву, где нет, кажется, даже самого необходимого: ни скатерти, ни столовых приборов, ни стульев, ни столов. И тем самым Он в очередной раз показал, что Царство Его — не от мира сего. Он вновь и вновь напомнил о том, что мы должны быть простыми, как птицы. А простота возможна только лишь, если человек желает приобщиться к святости.

Пусть на предстоящей неделе, которая начинается чтением Евангелия о чуде насыщения Христом, мы вновь и вновь почувствуем, что жизнь чудесна. Святые отцы говорят, что в чуде умножения хлебов явлена та же самая Божия сила, которая каждый год умножает семена, посеянные в землю и, как в первые дни творения, повелевает земле приносить свой плод. Так что отданное нами земле пригоршнями, возвращается снопами. Это Господне делание, и это наше участие в чуде Господнем. Поделимся со всеми, кто нас окружает, тем, что есть у нас через слово или дело. И Господь, непременно умножит в каждом те таланты и благие дары, которыми каждый наделен от Бога. Постараемся сотворить чудо!

Из вводного слова ведущего к православной передаче «Благовест» на «Первом краевом телевидении». 1 августа 2009г.

Источник иллюстрации: сайт «Галерея на Котловке».


<<назад





Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя
Церковная история

Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя

Преподобный Серафим, Саровский чудотворец
© Хабаровская духовная семинария
Ваши замечания и предложения по сайту "Православие на Дальнем Востоке" присылайте вебмастеру

Rambler's Top100   ???Mail.ru

HTML-код различных вариантов баннеров находится здесь. Скопируйте его и разместите на своих страницах!