Богословие
Миссия
Культура
Современная жизнь
Общество
Обзоры
Архив
 
: Церковная история

Анадырская и Чукотская епархия Русской Православной Церкви

Анадырская и Чукотская епархия Русской Православной Церкви
Завьялов С.19.10.2006

Верной помощницей российского государства в деле обращения народов в подданство России, всегда была Православная Церковь. «Первые попытки крестить чукоч были, — писал известный исследователь В. Г. Богораз, — вероятно, сделаны тотчас же после встречи с этим племенем.

В 1664 году от него поступают первые сведения о чукчах: «... А по той-де реке Чюхче живут... чухчи... А у тех-де чухчей соболя нет, потому что живут на тундре у моря». В этом же году была построена Спасская часовня в Нижне-колымском остроге. Таким образом, 1644 год можно с уверенностью назвать началом обращения коренных народностей Чукотки в Веру Христову. Далее исторические сведения по мере все большего количества побывавших на чукотской земле мореходов и землепроходцев, становятся все более подробными.

В 1649 году, в верхнем течении реки Анадырь, Семен Дежнев основал зимовье, на месте которого, в 1652 году был построен Анадырский острог — первый русский форпост на Крайнем Севере России. Известно, что всегда в состав экспедиций по освоению новых земель входили, кроме казаков и купечества еще и миссионеры-священнослужители, для обращения новых народов в Веру Христову. К сожалению, до нас дошли очень скудные сведения относительного того, как относились чукчи к их обращению в Православие. Однако некоторые, дошедшие до нашего времени записи позволяют сделать некоторые выводы, каким образом проходила первая христианизация Чукотки.

Итак, перенесемся несколько ближе к нашему времени, в XIX век, и глазами Федора Матюшкина, участника экспедиции Ф. П. Врангеля, побывавшему на Анюйской ярмарке и описавшему обряд крещения, беспристрастно взглянем на это действо: «Желание иметь табак, нож, кошель или бисер заставляет их креститься один раз, два, три и более, не понимая святость обряда сего, какое могут произвести действие несколько невнятно выговоренных и непонятных для него слов? Один из новокрещенных долго не мог окунуться в чашу с водою — наконец бросился, но тотчас выскочил и стал бегать по часовне, дрожа от холода. «Давай табак, давай табак — кричал он. Ему говорят, что еще не кончилось. — Нет, более не хочу, давай табак, давай табак...»

К сожалению, только с помощью подарков удавалось миссионерам обратить чукчей в христианскую веру, то есть — совершить обряд. Но, получив подарок, большинство чукчей вновь становились язычниками и поклонялись своим многочисленным духам. К счастью, в наше время это уже не так.

Анадырский острог стал опорным, ему починялись все новые остроги и зимовья. Когда был открыт морской путь на Камчатку, функции Анадырского острога изменились: лишившись значения центра Чукотско-Камчатского края, он остался единственным форпостом государства Российского на Северо-востоке, который был наиболее близок к земле-Америке.

Начало XVIII века внесло в историю Православия на Чукотке, которая неотрывна от всей истории России, новую знаменательную дату: в том же Анадырском остроге в 1743 году была возведена самая первая на Северо-востоке страны церковь, куда через год был послан первый миссионер Чукотки — иеромонах Флавиан, и лишь через 14 лет, в 1757 году в Анадырский острог приехал священник Прокопий Трифонов.

«Понеже по указу Высокого Сената майя 15 дня 1727 года велено из Якуцка к Камчатке и в другие тамошние места для взыскания новых землиц и призыву в подданство немирных иноземцев послать из обер-афицеров по разсмотрению сибирского губернатора и с ним казачья голову Афонасья Шестакова с служилыми людьми...»

Однако не все в освоении земель и покорении новых народов было гладко. Постоянные военные столкновения русских с отрядами чукчей, не давали ожидаемых результатов в деле их объясачивания и обращения в Православную веру, и в 1727 году была предпринята военная экспедиция под командованием майора Афанасия Шестакова для «замирения» чукотских войн.

Корабль потерпел крушение, а отряд был разгромлен воинствующими чукчами. Сам майор Шестаков был также убит. Через четыре года, в 1731 году командование очередной военной экспедицией принял подчиненный Шестакова, Дмитрий Павлуцкий и его отряд казаков, в сопровождении коряков и юкагиров полностью разгромил отряд воинствующих чукчей, после чего часть чукчей стали платить России ясак. Однако, отношения чукчей с коряками и юкагирами после этого военного похода еще более обострились и Сенат, обеспокоенный судьбой ясачных коряков и юкагиров, дал предписание майору Павлуцкому привести чукчей в русское подданство. Но, организованные походы были безрезультатны, а в 1747 году, отряд под командованием самого Павлуцкого был разбит чукчами, а сам Павлуцкий был убит на сопке, впоследствии названной «Майорской».

Логика взаимоотношений народов, а в частности, коренных жителей Чукотки и пришлого населения, говорила о необходимом изменении силовых принципов решений интеграционных вопросов общежития и переходу в мирное русло приведения народностей в русское подданство.

Царское правительство кардинально меняет свою политику и решает «Отныне чукоч и прочих иноземцев призывать в подданство ласкою» и в результате мирной политики в 1778 году с чукчами был официально заключен мирный договор. С этого времени можно открыть новую страницу — страницу динамичного развития Чукотки и ее главную составляющую — Православие, на чем зиждился мир и благоденствие этого края.

1808-1810 г.г... На острове реки Малый Анюй было устроено место для ярмарки: «...в центре Анюйской крепости поставили деревянную часовню Святителя Николая Чудотворца. Освятил эту часовню... миссионер... протоиерей Григорий Слепцов. Часовня относилась к Якутской духовной миссии. В ней же хранилась и походная церковь».

29 лет спустя, в 1839 году, в пос. Крепость была построена часовня, а в 1847 году сообщалось, что за три года деятельности миссии, «всех чукоч крестилось 151 душа».

Главной базой деятельности миссионеров был специально построенный стан в устье реки Большая Бараниха в 1848 году. Первым и последним обитателем этой миссии являлся священник Аргентов (1848-1855 г.г.). Миссионер иеромонах Виктор, который был вторым по счету обитателем стана после отъезда или смерти Аргентова (на этот счет нет никаких данных), который перенес всю утварь в Нижне-Колымск, так как постройки в стане постепенно стали приходить в негодность, а чукчи-язычники стали расхищать имущество.

Зимой 1868-1869 г.г. миссию на Колыме посетил епископ Дионисий, под нажимом которого, чукотский эрым (наместник) Амраургин за свой счет построил часовню на реке Эломбал.

В 1862 году произошло еще одно знаковое событие в жизни Чукотки. В этом году, 15 мая в селе Марково была освящена церковь, построенная полностью из тополевого леса, а настоятелем новопостроенного храма Святителя Николая Чудотворца стал священник, отец Митрофан Шипицин.

Через десять лет, в 1879 году, была учреждена Чукотская духовная миссия с подчинением Якутской епрахии, в составе трех станов: Сенкельского, Чаунского и Эломбальского, где в деле служения Богу и обращения язычников в Православие трое монахов-миссионеров. Сенкельский стан обслуживал эвенов и чукчей западной тундры, а два других стана обслуживали чукчей к востоку от Колымы, деятельность которых не распространялась далее Шелагского мыса.

К концу XIX-началу XX в.в. православная обрядность довольно прочно вошла в быт западной группы чукчей. Практически все родившиеся дети западной Чукотки в это время были крещены.

На протяжении второй половины XIX века и начале XX в, на Чукотке действовало несколько миссионерских пунктов, а за период освоения и христианизации Чукотки на ее территории было построено 9 православных храмов и часовен: в Анадырском остроге, в Анюйской крепости, в стане на реке Большая Бараниха, на реке Эломбал, в селе Марково, в Пятистенном на Анюе; в Ерополе на Анадыре; в бухте Провидения; в поселке Ново-Мариинск (ныне г. Анадырь).

В 1885 году на Чукотке побывал государственный чиновник, представитель амурского генерал-губернатора полковник А. А. Ресин, который пришел к выводу, что огромная территория Чукотки не может более оставаться без управления. Чукчи и эскимосы жаловались ему, что, если русское правительство не защитит их от американских хищников, которые беззастенчиво хозяйничали на их земле и водах, «их ожидает в будущем голодная смерть».

9 июля 1888 года в селе Марково организована резиденция Анадырского окружного управления, которую возглавил врач Л. Ф. Гриневицкий — первый начальник округи. Год спустя он основал на берегу Анадырского лимана пост Ново-Мариинск (ныне окружной центр, город Анадырь).

Гуманная деятельность первого «начальника Чукотки» оставила в народе лишь добрую память. В 1909 году в составе Анадырской округи были созданы Анадырский и Чукотский уезды. Центром Чукотского уезда до 1912 года была бухта Провидения, а с 1912 года — поселок Уэлен.

Итак, к началу XX века Чукотка, как полноценный субъект Российской Империи с полноценной инфраструктурой власти органично вобравшая в себя Православие и ее культуру и обычаи, при этом, не растеряв своей национальной культуры, могла с высоко поднятой головой нести российскую государственность в Свете Православия.

Февральская революция безбожным ураганом пронеслась по Чукотке. Новая власть беспощадно расправлялась со всем, что являлось «опиумом» для народа. КазалосьС Православием в этом суровом краю покончено навсегда…В начале 90-х годов ХХ в. пало «Царство тьмы» и в обновляющемся государстве необходимо было заполнить тот духовный вакуум, который образовался после 70-ти лет атеизма. В 1990 году Священный Синод учредил Магаданско-Камчатскую епархию и, временно, Сахалинскую во главе с епископом Аркадием (Афониным). Святейший Патриарх Алексий II благословил четырех иноков Троице-Сергиевой Лавры на миссионерские труды в новосозданной епархии. Вот имена тех, кто начал вторую христианизацию Востока России, начиная от берегов Сахалина и заканчивая студеными берегами Чукотки: иеромонах Ферапонт (Полевик) ; иеромонах Аркадий (Смекалов) ; иеромонах Филофей (Попов) и иеромонах Диомид (Дзюбан), который впоследствии стал первым епископом Анадырско-Чукотской епархии.

Первая православная община после 70-летнего забытья была создана в поселке Провидения, в 1990 году, где первым настоятелем был иерей Олег (Студецкий) (ныне подвизающийся подвигом монашества в одной из обителей Сахалина). Община собиралась в одной из квартир двухэтажного жилого дома, которую предоставила член общины Валентина Иннокентьевна Сверлова. В 1992 году община переехала в более просторную, но все же квартиру. И лишь в 1997 году, после приезда в Провидения иерея Сергия (Поршунова), в июне месяце был освящен Престол в храме святителя Иннокентия Московского епископом Ростиславом (Девятовым). Ранее здание храма принадлежало аптеке, которая переехала в другое, более просторное здание, а ветхий одноэтажный домик был выделен администрацией под православную церковь. Таким образом, поселок Провидения можно считать первым населенным пунктом на Крайнем Северо-востоке России, где православие нашло своих чад и этот момент дал толчок дальнейшему обретению потерянной некогда нашими отцами и дедами Веры. Следующим пунктом, где Православие прочно вошло в жизнь людей, был город Анадырь. В 1991 году здесь была создана православная община, которая собиралась в здании Дома культуры, где до 1993 года проводилось крещение и другие требы, совершаемые иереем Олегом (Студецким) и иеромонахом Троице-Сергиевой Лавры Диомидом (Дзюбаном). В 1993 году администрация города выделила под церковь здание, в котором раньше располагался хозяйственный магазин, а до революции на этом месте стояла часовня. Престол храма Преображения Господня освящал епископ Ростислав (Девятов). Сейчас настоятелем храма Преображения Господня является иерей Василий (Байдаченко). В этом же, 1991 году, 17 ноября, в городе Билибино был образован приход преподобного Серафима Саровского, первым настоятелем которого был иерей Алексей (Феодоровский), Здание, где располагается приход билибинской православной общины, построенное в 60-х годах прошлого столетия уже давно, как морально, так и физически устарело ,.и администрация города бескорыстно передала свайное поле под строительство новой церкви, которую возводит Билибинская АЭС. и предполагает сдать в эксплуатацию летом 2006 года.

В 1991 году, был также основан православный приход Успения Пресвятой Богородицы в городе Певеке, и в этом же году администрация города выделила здание под храм, где был проведен капитальный ремонт и смонтирован купол храма. В храме Успения Пресвятой Богородицы до 1996 года службы велись мирским чином и лишь иногда для совершения богослужений в Певек приезжали священники из областного центра — Магадана, а с 1996 года настоятелем храма стал игумен Вениамин (Малеванников), который три года окормлял Чаунскую православную паству. С 2000 года настоятелем стал иерей Евгений (Пилипенок), который и поныне является духовным пастырем чаунцев.

Через год, в 1992 году была образована православная община святителя Николая Чудотворца в поселке Беринговский, основанная иеромонахом Диомидом (Дзюбаном). К сожалению, до 2002 года в храме не было священника. Но усилиями того же Диомида, но уже не иеромонаха, а епископа Анадырско-Чукотской епархии, его молитвами, 18 июня 2002 года настоятелем храма святителя Николая Чудотворца стал иеромонах Николай (Дмитриев). Через 2 года в поселке Эгвекинот, 18 марта 1994 года, православные организовали общину в честь Воздвижения Креста Господня. Община расположена в двухкомнатной квартире одного из жилых домов поселка, окормляет которую и весь Иультинский район иеромонах Николай (Дмитриев), а все хозяйственные и иные вопросы решает староста православного прихода Воздвижения Креста Господня, Алексей Башинский.

В конце тысячелетия, в 1999 году, на Чукотке были созданы еще две общины: в поселке Усть-Белая и поселке Угольные Копи. Сейчас в Угольных Копях настоятелем храма в честь Почаевской иконы Божией Матери является иерей Владимир (Мордвов), который до этого служил в Марково и был настоятелем этого прихода.

Итак, к началу третьего тысячелетия, за десять лет нового обращения Чукотки в Веру Православную, на ее территории функционировало уже 8 православных приходов, то есть, во всех более-менее крупных и административно значимых населенных пунктах. Здесь указан хронологический порядок возникновения общин с 1990 года: Провидения, Анадырь, Марково, Билибино, Певек, Беринговский, Эгвекинот, Усть-Белая, Угольные Копи.

Времена повторяются. Об этом хорошо сказано в Ветхом Завете: «Что было, то и будет. И нет ничего нового под солнцем». С самого начала повествования о жизни Чукотки мы видим повторения истории, хотя и видоизмененные, но все, же сохраняющими главное. Итак, в период первой христианизации Крайнего Северо-востока России, сюда были посланы на миссионерское служение трое монахов, которые и подвизались в этом нелегком труде. В конце XX века, в период второго обретения Востока России, здесь подвизаются в миссионерском служении монахи из Троице-Сергиевой Лавры, но уже их не трое, а четверо.

Чем же была открыта книга Православия на Чукотке в начале третьего тысячелетия?

Она была открыта знаменательнейшим событием: Постановлением Патриарха и Священного Синода от 19 июля 2000 года игумену Диомиду (Дзюбану), насельнику Троице-Сергиевой Лавры определено быть епископом Анадырским и Чукотским, а 10 августа 2000 года, в день памяти иконы Божией Матери Одигитрия (Смоленская), в Смоленском Соборе Новодевичьего монастыря в Москве было совершено наречение архимандрита Диомида (Дзюбана) во епископа Анадырского и Чукотского.

Таким образом, днем рождения Анадырско-Чукотской епархии можно считать 19 июля 2000 года. Приведем отрывок из речи архимандрита Диомида при наречении его во епископа Анадырского и Чукотского: «... Люди, живущие на просторах Дальнего Востока, как и во времена святителя Иннокентия (Вениаминова), просты в общении и открыты для проповеди Евангелия Царства Божия. Они легко усваивают начатки добра и с радостью внимают словам духовного просвещения. Широкое поле здесь открыто каждому миссионеру...» «... С грустью приходится говорить, что жатвы много, а делателей мало. Остро чувствуется недостаток храмов, богослужения часто приходится совершать в общественных помещениях...»

А вот отрывок речи Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II к наречаемому во епископы архимандриту Диомиду (Дзюбану): «... Сохраняй вручаемые твоему окормлению клир и паству в преданности Святой Православной Вере, в любви к своему Отечеству. Потеряв веру, мы потеряем и Родину...» «... Истинный христианин — непременно верный сын Отечества, патриот не только «из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13,5). Церковь терпима, ибо «любовь... все переносит» (1Кор. 13,7), но она никогда не примирится с безразличием и равнодушием своих чад к отеческой вере, истории, богатейшей культуре, родному русскому языку, который связует воедино все народы нашего Отечества...» «...Иди, «паси Божие стадо» (1 Пет. 5, 2), не устрашайся предстоящими тебе трудностями, помни, что «не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3, 34).

И стала на Чукотке епархия, и правит ею десница сильная, десница всемогущая — Десница Божия. И орудием Божиим в деле Господнем стал епископ Диомид (Дзюбан). В его окормлении находятся 16 приходов, из которых только 8 имеют священников

Иерей Леонид Цапок организовал в селе Энмелен православную общину в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных»и приход в селе Лаврентия. Он же окормляет села Энмелен и Лорино. и часовню Воскресения Христова в Уэлене.

В пос. Провидения, в храме Святителя Иннокентия Московского, служит игумен Илия (Импулев), который выезжает для служения в села Урелики и СиреникиВ городе Билибино с 28 апреля 2002 года и по сей день настоятелем храма преподобного Серафима Саровского является иерей Андрей Клейменов В его ведении находится храм Пророка Илии в с. Кепервеем.

В поселке Эгвекинот, построена кладбищенская часовня в честь святителя Николая. В часовне совершает молебны иеромонах Николай, постоянным местом служения которого является храм Святителя Николая в пос.Беринговский.

В поселке Угольные Копи настоятелем храма в честь Почаевской иконы Божией Матери служит иерей Владимир Мордвов.Община Святых Апостолов Петра и Павла с. Канчалан так же на его духовном попечении.

Настоятелем анадырского храма Преображения Господня назначен иерей Василий (Байдаченко), который подвизается в деле служения Богу и людям с 2001 года.

В г. Певеке трудится отец Евгений Пилипенок при храме Успения Божией Матери.

Общину в честь Иконы Божией Матери «Владимирская» с.Ваеги окормляет иеромонах Серафим (Носырев). Он же часто посещает для духовного окормления с, арково, где находится община Святителя Николая, и навещает общину с.Усть-Белая.

Общину храма Благовещенья Пресвятой Богородицы на мысе Шмидта периодически посещает для пастырского служния сам епископ Диомид.

Самые главные события начала третьего тысячелетия происходят в сердце Чукотки и епархии — городе Анадырь. Здесь, летом 2005 года возведен Собор Святой Животворящей Троицы — самый восточный в России православный Собор, высотой, , в 26 метров, общая площадь которого составляет 400 квадратных метров. Купола Собора Святой Животворящей Троицы покрыты сусальным золотом. Собор-трехпрестольный.: Центральный придел — в честь Святой Живоначальной Троицы; правый придел — в честь Успения Божией Матери; левый придел — в честь преподобной Марии Египетской.

Рядом с Собором, к дню рождения святителя Николая Чудотворца воздвигнут 6-ти метровый памятник святителю Николаю, изваял который заслуженный художник России, кавалер ордена Сергия Радонежского, автор таких работ как: памятник Апостолу Андрею Первозванному (г. Батаевск) и памятник святителю Николаю Чудотворцу (г. Ейск), Сергей Михайлович Исаков.

Также в планах руководства епархии, строительство на берегу реки Казачки двухэтажного монастырского комплекса с шестью келиями, складскими помещениями и трехпрестольным храмом, Центральный придел которого — в честь иконы Божией Матери «Одигитрия Смоленская» ; правый придел — в честь пророка Божиего Илии; левый придел — в честь Святителя Николая архиепископа Мирликийского Чудотворца. Монастырь будет расположен на главной транспортной артерии, соединяющей Анадырь с аэропортом, куда можно добраться либо на катере, либо на вертолете. «Одигитрия Смоленская» — к ней прибегают в своих молитвах все путешествующие. Она — покровительница путешествующих; пророк Божий Илия — к нему смогут обратиться все, кто отправляется в путешествие на самолете. Пророк Илия — помощник летающим по воздуху; святитель Николай Чудотворец — к его помощи прибегают все, кто отправляется куда-нибудь по морю, а добираться до аэропорта летом, придется на катере. Святитель Николай Чудотворец — помощник мореплавающих.

Не забыты путешествующие и по самой Чукотке. Всем, кому по роду своей деятельности или по каким-либо причинам придется идти или ехать по основным дорогам Чукотки, можно будет остановиться и помолиться Господу о спокойном их странствовании. Летом 2003 года на Чукотке побывали представители фонда святителя Николая Чудотворца, которые и установили во всех городах Чукотки, на господствующих высотах и основных транспортных развязках Поклонные Кресты.

И еще много, много чего другого было сделано в самом начале третьего тысячелетия, но в этом повествовании затронуты лишь самые основные моменты новейшей истории Православной Чукотки.

Закрыта первая страница книги Чукотки третьего тысячелетия, но свеча горит и кончик пера летописца искрится свежими чернилами и Бог ждет от вас, православные, благих дел во Имя Христово, ваших трудов во Славу Божию и во благо Отечества, вашей любви к ближнему и всего того, что будет славить Господа и Его Святую Соборную и Апостольскую Церковь Православную, чтобы потом ваши имена были внесены в книгу истории Православия и книгу Жизни... Жизни вечной.


<<назад





Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя
Церковная история

Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя

Преподобный Серафим, Саровский чудотворец
© Хабаровская духовная семинария
Ваши замечания и предложения по сайту "Православие на Дальнем Востоке" присылайте вебмастеру

Rambler's Top100   ???Mail.ru

HTML-код различных вариантов баннеров находится здесь. Скопируйте его и разместите на своих страницах!