Библиотеки
Вопросы священнику


Правильно ли, что люди – «половинки», которым нужно найти друг друга?

Часто можно слышать, устраивая семейную жизнь, о необходимости «найти свою половинку». Именно ту половинку, которая единственно и является частью тебя,  и без нее ты – будто и сам лишь половинка. Что счастье и благополучие в семейной жизни зависят от того, нашел ли ты того человека, который тебе предназначен судьбой, или нет. Но недавно я где-то прочитала, что это расхожее мнение противоречит христианской идее любви, семьи и брака. И на самом деле, ведь половинкой может стать каждый, если он исполнен настоящей, христианской любви, и если его отношение к браку построено на добром христианском основании. Верна ли эта точка зрения?

Екатерина

Иеромонах Никанор (Лепешев) 28.01.2008

Эта точка зрения однобока, т.к. учитывает свободу нашей воли (выбора), но не учитывает Промысл Божий - заботу Господа о нас. То, что во встрече двух будущих супругов всегда имеется ряд «странных случайностей и совпадений», в итоге приводящих к узнаванию друг друга, указывает, что такие встречи происходят отнюдь не стихийно. Они - проявления путей Господних.

Другое дело, что христианское понимание «половинок» должно отличаться от, скажем, платонического. Согласно эллинской философии, все люди в Золотом Веке были бесплотными (т.е. чисто духовными), гермафродитами (единство двух начал = полнота бытия) и имели шаровидную (идеальную) форму. Потом в результате пленения материей (материя = темница духа) они распались на мужские и женские половины (утратили полноту) и приобрели нынешние (несовершенные) очертания. С тех пор, из воплощения в воплощение (идея реинкарнации), люди стремятся вернуться к утраченной полноте бытия: обрести свою вторую половину и освободиться из плена материи. А шарообразность приложится.

Звучит красиво, но, кроме всех прочих нюансов, это учение не учитывает свободы воли (выбора) человека. Т.е. имеется оттенок фатальности, предопределённости. Первая точка зрения (»никаких «половинок» в принципе не существует») не учитывала Промысл Божий. Вторая (о воссоединении распавшихся гермафродитов) не учитывает нашей богоподобной свободы (в ней много и других своеобразных моментов, но речь сейчас не об этом).

Как мне кажется, «царский путь» - это учитывание и того, и другого. Т.е. Господь, заботясь о нас, никогда не нарушает нашей свободы воли. Промысл Божий всегда учитывает свободу нашего выбора, а потому «многовариантен». Один из путей Господних для нас наиболее спасителен, т.е. ведёт нас в Царствие Небесное самой короткой дорогой (но и самой узкой, отвесной и тернистой) и позволяет осуществить своё предназначение на 100%. Но т.к. мы можем и не встать на этот путь, а Бог всё равно хочет нашего спасения, у него для нас «приготовлены» и «запасные варианты» путей, по которым мы всё же сможем достичь Жизни Вечной, «вырулив» на спасительный узкий путь. Хоть уже и не так быстро, и с большим количеством набитых шишек, и не в полной мере духовно реализовав себя.

Но всегда сохраняется опасность, что путь, выбранный нами, вовсе не является путём Господним и ведёт нас в погибель... Богоподобная свобода воли подразумевает и бесконечную степень ответственности за сделанный выбор.

То же, мне кажется, относится к «половинкам». Для того/той, чей путь - христианский брак, Господь уготавливает будущую/-его спутницу/-ка жизни, с которой/-ым рука об руку можно будет войти в Царство Божие наикратчайшим путём (который, напомню, по определению наиболее узкий, отвесный и тернистый). Но т.к. всегда есть вероятность прохода мимо друг друга или ложного выбора, то у Господа для каждого имеются и «запасные варианты» супруги/-а. Не столь прямо ведущие к спасению, как основной, но и не гибельные.

В конце концов, не сама по себе предназначенность друг другу делает людей половинками, а Таинство Брака. Предназначение - это заданность, но не данность. Вступить в брак, пусть и по ошибочному выбору, как раз и означает стать друг для друга половинками, в полном смысле этого слова. «И оставит человек отца своего и матерь свою, и прилепится жене своей, и будета два в плоть едину (...и станут двое - единой плотью)».

Так что если кто-то вступил в брачный союз не с «основным вариантом», а с «запасным», а потом всё-таки запоздало распознал среди своего окружения свой «идеал», это совсем не повод к расторжению супружества. «Что Бог соединил, то человек да не разлучает». Ведь браки на самом деле совершаются на Небесах.

Более того, если кто-то призван к монашеству, но не откликнулся на этот призыв и встал на путь семейной жизни, его/её избранник/-ца в Таинстве Венчания всё равно станет его/её половинкой, хотя здесь и не имело место взаимное Божественное предназначение. В браке люди соединяются «в плоть едину» со всеми вытекающими последствиями, обязанностями, ответственностью и т.д.

Не зря апостолы, услышав учение Господа о нерасторжимости брака, воскликнули: «лучше уж тогда вовсе не жениться!«. Брачный союз столь серьёзное дело, что даже ближайшие ученики Христовы по началу испугались ответственности...

<<назад



Задайте свой вопрос

Вы можете задать священникам вопросы о вере, духовности, Церкви. Мы постраемся ответить на Ваш вопрос в ближайшее время. Ответы будут опубликованы в этой рубрике.

Имя
E-mail
отправить
Выберите год

Выберите месяц

Выберите тему

Выберите автора вопроса

Выберите автора ответа

Показать

© Хабаровская духовная семинария
Ваши замечания и предложения по сайту "Православие на Дальнем Востоке" присылайте вебмастеру

Rambler's Top100   ???Mail.ru

HTML-код различных вариантов баннеров находится здесь. Скопируйте его и разместите на своих страницах!